Title | 1 | 2 | 3 | 4 |

     "... Первым делом, первым делом - самолеты. Hу а девушки? А девушки - потом..." Все конечно же помнят эти слова из песни в кинофильме "Небесный тихоход" созданный в победном 1945 году. Знакомьтесь с Екатериной Лев. Она - военный юрист, капитан американской армии (Captain, U.S. Army, Judge Advocate) и бывшая москвичка. Будучи в Багдаде, солдаты нуждаются в юридической помощи: "Многие из моих клиентов были иммигрантами как и я. Они столкнулись с многочисленными препятствиями в получении американского гражданства. Я верю в то, что американское гражданство является привилегией, и солдаты в Ираке заслужили больше чем кто-либо другой быть гражданами Америки. Во время визита Министра сухопутных войск армии США Ле Бровнле я подняла эту проблему перед генералитетом и начиная с 1 октября 2004, американское посольство в Багдаде начало проводить церемонии натурализации для солдат." В свободное время в Багдаде Катя создала первый Интернет сайт о еврейских женщинах на русском языке: www.womenofvalor.net Еврейские женщины все-таки могут удивлять своей жизнью, своими решениями и поступками. Екатерина была очень инициативной и согласилась сразу ответить на мои вопросы:

Вопрос - С какими опасностями сталкиваются солдаты, которые влияют на их мораль?

Ответ - Когда ты ловишь себя на том, что чьи-то страдания, пусть даже врагов, тебе приносят удовольствие, это очень тревожный сигнал. Я работала в лагере для уголовных преступников в багдадском аэропорту. Заключённые страдали от скученности, грязи и от того, что никому из них не было известно что с ними будет завтра. Я знала, что если бы я вдруг начала злорадствовать, то в этот момент я бы стала недостойной той формы, которую носила. Эта грань была видна мне очень чётко и у меня не было даже соблазна злорадствовать.

Вопрос - Возможно ли было предсказать ситуацию "combat stress"?

Ответ - Это было не только возможно, но это было выполнимо и должно было быть сделано. Это - не первый конфликт в истории американских армии. Существует множество психологических исследований о том, как "stress combat" (боевое напряжение) влияет на воинов в боевой обстановке.


Вопрос - Как евреи-солдаты и офицеры чувствуют себя?

Ответ - Успешность привыкания к гражданской жизни воина, пришедшего с войны, зависит от того, какая у этого ветерана была система поддержки до мобилизации. Самым главным фактором является любящая семья. Воин, принадлежайщий к культуре с сильными семейными ценностями, скажем еврей или итальянец, имеет лучший шанс безболезненно вжиться в гражданскую жизнь, чем ветеран из общины находящейся в состоянии развала.Именно в этой ситуации проверяются те культурные ценности, о которых мы практически не думаем в мирное время.


Вопрос - Существуют ли программы для воинов-ветеранов?

Ответ - Министерство по делам ветеранов курирует(Department of Veterans Administration ) и финансирует программы психологической помощи в больницах. Многие психологи также безвозмездно (pro bono) работают с ветеранами.


Вопрос - Как "combat stress" влияет на офицеров?

Ответ - На этот вопрос вам может лучше ответить офицер, который командовал воинской частью. Быть офицером не легко, это дополнительная ответственность и стресс за жизнь других. Я адвокат, вспомогательный персонал. Но любому офицеру приходится принимать решения, который прямо отражаются на солдатах. Каждый раз когда мне надо было выехать за пределы базы, я думала: брать мне с собой помощника или не брать? Ведь ей 19 лет, как я буду смотреть в глаза её матери если её убьют?

Вопрос - Чувствовала ли ты антисемитизм на фронте или вооще в армии?

Ответ - За десять лет службы я не слышала ни одного антисемитского высказывания. Для многих солдат я была первым евреем, которого они в жизни видели. Они задавали странные вопросы, но эти вопросы были продиктованы не ненавистью, а плохой информированностью. На курсе молодого бойца я спала в одной палатке с негритянкой и она щупала у меня под волосами -- искала рожки.


Вопрос - Имеют ли евреи-воины возможность общаться с раввином для получения духовной поддержки?

Ответ - Не всегда. На весь ближневосточный фронт (CENTCOM) был один раввин, который разрывался между Ираком, Кувейтом и Афганистаном. В отсуствии раввина солдат-еврей может обратиться за духовной поддержкой к капеллану другой деноминации. Капелланам строго запрещено агитировать солдат за свою веру.


Вопрос - Многие считают, что только слабые духом нуждаются в моральной и духовной поддержке?

Ответ - Многие солдаты черпают силы в молитве. Молятся группами и в одиночку. Признаком слабости это никто не считает. По статистике, в армии больше религиозных людей чем в среднем по Америке. У нас в Ираке был евангелистский хор и кружки по изучению Библии.

     В конце интервью Екатерина процитировала Владимира Набокова:"...ибо из всех законов Природы, возможно, самый замечательный - выживание слабейших".

     Мой рассказ был бы не полным без участия еврейской мамы. Знакомьтесь, Дебра Астор (Deborah Astor) - директор консервативной синагоги в Бостоне (www.tisharon.org, МА), мама офицера Военно-моского флота, находящегося сейчас в Багдаде и организатор Интернет группы-поддержки "TheBrave" для еврейских семей воинов находящихся вдали от дома. Некоторые ученые-антропологи считают, что самое лучшее определение евреев – семья. И если стряслась беда, они всегда спешат на помощь друг другу, и еврейская мама всегда первая и всегда заботливая. Мы привыкли к другому определению наших мам: "Еврейская мама. Перед глазами возникает образ хлопотливой наседки, не отпускающей ни на шаг своего безвольного сына, источающей деспотическую любовь, умело и расчетливо прибегающей к эмоциональному шантажу. Семейный Макиавелли…" Как далек этот портрет от правды! Я спросила Дебру: "Почему Вы решили организовать эту группу?" Ее ответ был четким и точным: "Мы должны открыть обществу, что 2% воинов в американской армии - евреи. Это важно. Они с нами." Что может быть лучше, чем материнская поддержка и понимание в трудное время? Еврейская мама - она ВСЕГДА с нами.


Заключение. Равнодушие...

Вскоре после начала войны в Ираке одна из моих начальниц (сейчас это бывшая начальница) подошла ко мне и сказала:"Не говори о войне. Многие люди просто игнорируют войну." Начальникам трудно возражать, а начальницам тем более. Но настало время для ответа.

Еврейский народ любит свободу и привык бороться за свободу и жизнь. Неутомимый борец за свободу и равноправие, еврей, выросший во франкфуртском гетто XVIII века (евреи могли жить только в гетто в то время) и создавший свободную газету Людвиг Берне сказал: "Легко скрывать ненависть, труднее - любовь, а всего труднее - равнодушие." К сожалению, многие люди не знают об этом, и равнодушие становится стандартом их жизни.

Английская газета "Daily Telegraph" опубликовала результаты опроса, проведенного программой Heaven and Earth Show телекомпании ВВС о смертных грехах. Большинство считает главным пороком современного общества является жестокость (39%), на второе место участники опроса поставили прелюбодеяние (11 процентов), за которым по убывающей следуют фанатизм, нечестность, лицемерие, жадность и эгоизм. И эти цифры не случайны: по данным последнего опроса 45% британцев ничего не знает об Освенциме(Aushwitz). Эта цифра напомнила мне строчки лауреата Нобелевской Премии Эли Визеля, в прошлом узника четырех лагерей смерти: Освенцим, Буна, Бухенвалд и Глейвитц (Auschwitz, Buna, Buchenwald and Gleiwitz):

"The opposite of love is not hate, it's indifference.
The opposite of art is not ugliness, it's indifference.
The opposite of faith is not heresy, it's indifference.
And the opposite of life is not death, it's indifference."

Равнодушие - это всегда наивысшая форма жестокости, и хотим ли мы замечать равнодушие зависит от нас. В центре Москвы расположена скульптурная композиция Михаила Шемякина «Дети - жертвы порока взрослых». Мальчика и девочку окружают чудовища: Наркомания, Проституция, Садизм, Нищета, Война. А выше всех, на пьедестале, изображено Равнодушие. Все мы дети ВЗРОСЛОГО ОБЩЕСТВА, где равнодушие УЖЕ стоит на пьедестале. Великий Жан Жак Руссо считал: "Свобода не заключается ни в какой форме правления: она находится в сердце каждого свободного человека." И если СВОБОДА живет в нашем сердце, РАВНОДУШИЕ никогда не будет на пьедестале.

Мы хотим говорить о прошлом и настоящем, заботиться о будущем понимая друг друга. Мы ищем героев на страницах газет и журналов, создаем TV-кумиров, мечтая быть ТОЛЬКО в их кругу. А в реальности герои совсем рядом, это обыкновенные люди с НЕОБЫКНОВЕННЫМИ НЕРАВНОДУШНЫМИ СЕРДЦАМИ. Подумайте, чтобы Вы сделали, прочитав объявление в газете: "Говорящие на Идыш в возрасте 65-90 лет требуются для создания фильма." Я уверена, что вы прекрасно помните фильм француского режиссера Эммануила Финкеля (Emmanuel Finkiel) "Casting". Не зависимо от возраста и знания языка, РАВНОДУШНЫХ не было и не будет. Директор фильма искал обыкновенных евреев-парижан, а нашел героев с неповторимыми судьбами. Всматриваясь и слушая героев фильма хочется сказать: "Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ЖИЗНЬ! Я люблю тебя снова и снова. И надеюсь, что это взаимно."

"Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ЖИЗНЬ!" - повторяют сегодняшние герои, защищая прошлое, настоящее и будущее. Помните: "Пока не все мы свободны, никто из нас не свободен". Эти слова были сказаны знаменитой Эммой Лазарус, которая в числе первых организовала помощь русским евреям в обустройстве в Америке. Далекая Америка стала близкой для многих из нас, кто видит смысл в защите и сохранении жизни и свободы.

P.S. Думая о некоторых боссах, я вспоминаю слова Пифагора: "Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места."

"Жизнь - это шанс, не упусти его.
Жизнь - это красота, удивляйся ей.
Жизнь - это мечта, осуществи ее.
Жизнь - это долг, исполни его.
Жизнь - это игра, так играй!
Жизнь - это любовь, так люби.
Жизнь - это тайна, разгадай ее.
Жизнь - это трагедия, выдержи ее.
Жизнь - это приключение, решись на него.
Жизнь - это жизнь, спаси ее!
Жизнь - это счастье, сотвори его сам.
Жить стоит. Не уничтожай свою Жизнь!
"


В заключении хочу выразить слова благодарности семьям Гезунтерман, Гриченер, Рабинович, Шустерман(Minneapolis, MN). Я благодарна за помощь и поддержку Jason Rubin (administrator www.jewsingreen.com), Екатерине Лев (Katherine LevCaptain, U.S. Army, Judge Advocate, www.jag.gov), Михаилу Экштуту (Mikhail Ekshtut, Seattle), Митчелу Акерсон (Rabbi Mitchell S Ackerson Chaplain, Lieutenant Colonel, US Army Reserve), профессору Дан Бар Он (Dr. Dan Bar On, Ben-Gurion-University of the Negev, Israel), представителям Third Army/ARCENT/CFLCC (Public Affairs Office, www.arcent.army.mil), MAJ Web Wright (2BCT 10MTN, 2nd Brigade Combat Team in Iraq), Деборе Астор (Deborah Astor, MA, USA). Все фотографии были предоставлены специально для этой статьи. Если у Вас возникли вопросы или предложения, пожалуйста, напишите info@allastar.net

Литература

1. "The Lexus and the Olive Tree" - Thomas L. Friedman

2. "From Beirut to Jerusalem" - Thomas L. Friedman

3. "Longitude and Attitudes" - Thomas Friedman

4. "Hope and Honor" - Sidney Shachnow, Jan Robbins

5. "The Life and Fate" Vasily Grossman

6. "Fear and Hope: Three Generations of the Holocaust" - Dr.Dan Bar-On

7. "Legacy of Silence: Encounters With Children of the Third Reich" - Dr.Dan Bar-On

8. "Bridging the Gap. Storytelling as a way to work through political and collective hostilities" -Dr.Dan Bar-On
9.  "Hitler's Jewish Soldiers: The Untold Story of Nazi Racial Laws and Men of Jewish Descent in the German Military"-Bryan Mark Rigg
10. "The Nuremberg Interviews" - Leon Goldensohn, Robert Gellately


Title | 1 | 2 | 3 | 4 |